8 просмотров
Рейтинг статьи

Сверхкомплектный зуб у ребенка

Сверхкомплектные зубы, или что такое гипердонтия, причины, симптомы, методы лечения

Нормальным количеством зубов принято считать 20 в молочном прикусе, 32 в постоянном прикусе. Изредка обнаруживают и «лишние» зубы — их принято называть сверхкомплектными, а такая аномалия носит название гипердентия (или гипердонтия). Встречается она нечасто – это только 2% всех отклонений в зубочелюстной системе, чаще у мужчин.

Гипердонтия

Особенности сверхкомплектных зубов:

Чаще всего встречается одиночный зуб (около 70% случает гипердентии), но описаны и два, три и более. Случаи с выявлением 2 и более сверхкомплектных зубов необходимо отличать от одонтомы – это доброкачественная опухоль, построенная из дентина и эмали, которая в своей структуре может содержать много деформированных зубных зачатков.

Описан случай с удалением из одонтомы свыше 200 мелких эмалевых капель, однако по своей природе такие зубы не являются сверхкомплектными;

  1. Прикус, в котором они выявляются

Чаще – около 2/3 случаев – в сменном (в период замещения молочных зубов постоянными), у взрослых в постоянном прикусе – ¼ случаев, и лишь изредка обнаруживаются сверхкомплектные зубы у детей в молочном прикусе, это менее 6% случаев;

Так выглядят сверхкомплектные зубы

  1. Расположение в зубной дуге

Почти всегда это верхняя челюсть – между центральными резцами (мезиоденс), в области боковых резцов и клыков, и изредка – рядом с коренными. На нижней челюсти сверхкомплектные зубы выявляются лишь в 3% случаев, в любом участке нижней зубной дуги;

Правильное прорезывание (появление наружу) — на гребне дуги челюсти в зубном ряду.

Но в случае гипердентии возможны отклонения из-за дефицита места. Поэтому направление роста может быть любым — в сторону неба, языка, вестибулярно (наружу). Встречаются случаи глубокого залегания в толще челюсти, при этом прорезывание невозможно;

Нередки аномалии типа шиповидных, долотообразных, трехгранных или бугристых деформаций;

Причины появления

Появление зачатков молочных зубов происходит еще на 6-7 неделе внутриутробного развития, а на 5 месяце позади них образуются эмалевые органы уже постоянных резцов, клыков и малых коренных, а чуть позже – и больших коренных зубов.

Частой причиной появления лишних зубов становятся сбои в формировании зачатков зубов во внутриутробной периоде, заболевания женщины в период беременности

Удвоение зачатков на этом этапе приводят к отклонениям, в том числе гипердентии. Также могут возникнуть аномалии формы, цвета, размеров и структуры.

Вероятной причиной считают инфекционные заболевания, перенесённые матерью на ранних сроках беременности и дефицит витаминов в и минералов (фолиевой кислоты, витаминов А, Д и Е, кальция и др.)

Симптомы у взрослых и детей

Клиника гипердонтии у взрослых связана с воспалительными и дистрофическими изменениями окружающих тканей:

  • хроническая травма и воспаление слизистой полости рта, десен и губ при жевании;
  • нарушение произношения звуков и жевания из-за неправильного смыкания челюстей;
  • воспаление и разрушение корней соседних комплектных зубов;
  • боли в челюсти;
  • кариес по причине более тесных межзубных контактов;
  • длительный насморк, гайморит (воспаление верхнечелюстной пазухи) — при проникновении корней ретенированных зубов в пазухи.

У детей, помимо этих проявлений, может насторожить:

  • задержка прорезывания молочных зубов;
  • задержка прорезывания постоянных зубов, когда молочные уже выпали;
  • деформация прикуса;
  • неправильное произношение свистящих, шипящих звуков.

Нередки и случаи бессимптомного течения, когда человек может и не ощущать дискомфорта в полости рта.

Если сверхкомплектные зубы не мешают пережевыванию пищи, их не удаляют

Дистопированные и ретенированные сверхкомплектные зубы

Происхождение сверхкомплектных зубов нарушено уже на этапе зачатков, поэтому они редко растут правильно. Часто их развитие осложняется такими проблемами как ретенция и дистопия.

Термином ретенция (от лат. слова retentio — задерживаться) стоматологи называют задержку или невозможность прорезывания зубов. В трети обнаруженных случаев они лежат глубоко в челюсти — горизонтально, или с поворотом в сторону носа, верхнечелюстных пазух, и даже в глазницу. Такой тип закладки делает прорезывание невозможным.

Термин дистопирование означает отклонение от правильного направления роста. Лишний зуб редко имеет возможность прорезаться в зубном ряду – этому мешают корни других зубов. В результате возможно его перемещение к щеке или даже на небо.

Методы диагностики

Первый этап — осмотр стоматологом полости рта: десен, неба, отростков и дуги челюсти. Уже в этом случае визуально можно выявить гипердонтию. При ретенции зубного зачатка можно увидеть покраснение и отек в месте залегания, а также выбухание челюсти.

На этапе диагностики делают панорамный снимок

«Золотой стандарт» — панорамный снимок (или ортопантомограмма, ОПТГ). Это внеротовое рентгенологическое исследование проводится путем круговой съемки. Такой рентген длится 30 секунд и показывает полную картинку обеих челюстей.

Бывает, что двухмерного рентгеновского снимка недостаточно — если корень близко прилежит к стенке пазухи и неясно, проникает ли он в нее, или сам зуб глубоко в толще кости. В таких ситуациях необходима трехмерная визуализация (3D снимок) и стоматолог может назначить конусно-лучевую томографию (КЛКТ).

Это тот же рентген, но с большим количеством срезов, снятых в 3 проекциях. Аппарат также перемещается по дуге вокруг головы, а длится исследование не дольше минуты.

Нужно ли удалять и когда это делать?

Сверхкомплектные зубы, сами являясь аномалией развития, во многих случаях становятся причиной возникновения других нарушений в зубочелюстной системе:

  • Из-за дефицита места на зубной дуге делают прорезывание комплектных зубов невозможным или неправильным;
  • Раздвигают зубной ряд с образованием диастемы (уширения межзубного промежутка);
  • Вызывают нарушение прикуса и асимметрию лица;
  • Вклиниваясь в зубной ряд, делают более тесными контакты боковых поверхностей, в результате быстро стирается эмаль, а застревание остатков пищи провоцируют кариес.

Сроки удаления зависят от глубины залегания и степени воздействия на окружающие зубы и прикус в целом. Удаление провести намного проще, когда прорезывание уже произошло.

Если зуб причиняет дискомфорт, его удаляют

Простое удаление

Простым называется удаление уже прорезавшегося сверхкомплектного зуба.

Этапы операции стандартны:

  • Анестезия,
  • Разрез слизистой оболочки и обнажение корней,
  • Раскачивание и повороты зуба элеватором, чтобы разрушить соединительные связки,
  • Разрушение кости в месте крепления корня,
  • Удаление зуба и промывание лунки перекисью водорода, чтобы вымыть отломки и сгустки,
  • Наложение 1-2 швов и лечебной повязки. Швы из шелка снимают на 4-6 сутки.

Удаление ретенированного зуба

Особенности, осложняющие удаление:

  • расположение глубоко в кости челюсти;
  • неправильная форма, извитые корни;
  • близость к корням и зачаткам нормальных зубов;
  • близость к стенкам верхнечелюстной пазухи, полости носа и глазнице.

Часто операция выполняется двумя врачами, хирургом-стоматологом и его ассистентом.

На фото редкий случай гипердонтии

Для доступа вскрывают костную стенку челюсти, высверливая ряд маленьких отверстий. Далее обнажают и извлекают зуб. Иногда необходимо распилить его на крупные корни и коронку. Отверстие в кости закрывают лоскутом из надкостницы.

Ортодонтическое лечение

Так называется процесс исправления неправильного прикуса, при котором применяются специальные коррекционные системы (брекеты, протезы и т.п).

В лечении случаев гипердонтии используются некоторые методики:

Может быть самостоятельным способом лечения. Основной его целью является ускорение прорезывания – молочный зубик, хоть и лишний, выпадет сам. Для этого на челюсти ребенка устанавливают специальный съемный протез, который повышает высоту прикуса в нужном месте. Регулярное давление на челюсть ускоряет прорезывание. Обычно это отмечается уже в течение года;

Используется как подготовка к хирургическому лечению. Оно проводится для облегчения последующего удаления, если зубной зачаток глубоко. Чем ближе расположение коронки к гребню челюсти, тем меньше риск повредить корни нормальных зубов.

И если прорезывания долго не наблюдается, возможно использование ортодонтических конструкций на соседних зубах, которые крепят на специальных кламмерах (скобках). Это выравнивает ось зубного ряда и ускоряет движение «наружу».

В некоторых ситуациях поставить зуб на место помогает ортодонтическая коррекция

Варианты анестезии

Операция проводится под регионарной (или проводниковой) анестезией. Обезболивающий раствор иглой вводится в пространство вокруг крупного нервного ствола, ветви которого окружают область удаления, «замораживая» проведение болевых импульсов.

Чтобы сделать укол неощутимым, в начале можно использовать аппликационную анестезию – так называют нанесение на десну ватной палочкой обезболивающего геля (для детей есть с фруктовыми вкусами).

Обычное лечение кариеса или пульпита проводят под таким же обезболиванием. В случае нетипичного расположения может потребоваться дополнительная инъекция, чтобы лучше заблокировать болевую чувствительность в нужной зоне.

Такая анестезия на 3-5 часов полностью выключает чувство боли, но не влияет на тактильные ощущения, поэтому в ходе удаления пациент ощущает давление, постукивание и т.д.

В некоторых случаях к препарату для анестезии добавляют адреналин – это вещество сужает сосуды и уменьшает кровотечение, но попадая в общий кровоток, может вызвать небольшое сердцебиение. Такая реакция нормальна.

Общий наркоз (с введением наркозного вещества внутривенно или ингаляционно) используют редко и почти всегда у взрослых и детей с неадекватным поведением (синдром Дауна, ДЦП, различные виды слабоумия).

Удаление сверхкомплектного зуба — сложная операция

Возможные последствия

При соблюдении техники операции и правил антисептики осложнения единичны. В редких случаях могут возникать:

  • Кровотечение из лунки.
  • Повреждение стенки верхнечелюстной пазухи.
  • Перелом или вывих ветвей челюсти.
  • Альвеолит, или воспаление лунки в области удаления.

Удаление нетипично расположенного зуба – всегда сложная операция, для профилактики осложнений врач назначит антибиотики (при риске инфекции), НПВС (для обезболивания и снятия отёка), и возможно, гемостатические препараты (ускоряющие свертываемость крови – при риске кровотечения).

Умеренные болевые ощущения в течение 1-2 дней после операции ожидаемы и не являются осложнением операции.

Важно! До выполнения любых хирургических манипуляций нужно выполнить санацию полости рта – вылечить кариес, удалить зубные осложнения, устранить возможные очаги инфекции. Это намного снизит риск воспаления после операции.

С развитием качественной и доступной стоматологической помощи проблему удаления сверхкомплектного зуба можно решить очень быстро. От его выявления до снятия швов и полного заживления проходит 5-6 дней.

Сверхкомплектные зубы

Сверхкомплектные зубы (гипердонтия) – одна из разновидностей аномалии числа зубов, характеризующаяся увеличением их количества. Наличие сверхкомплектных зубов приводит к развитию диастемы, наклону и смещению зубов в оральном, вестибулярном или латеральном направлении. Гипердонтия также является причиной тортоаномалии, ретенции постоянных комплектных зубов. В редких случаях сверхкомплектные зубы прорезываются в зубном ряду, не провоцируя при этом развития зубочелюстных аномалий. Диагностика гипердонтии включает клинический осмотр и рентгенографию. В большинстве случаев сверхкомплектные зубы подлежат удалению.

Читать еще:  Шинирование подвижных зубов

МКБ-10

Общие сведения

Сверхкомплектные зубы – наличие дополнительных зачатков зубов при полностью сформированных зубных рядах. В настоящее время стоматологи отмечают рост распространенности гипердонтии. Практически в 96% случаев сверхкомплектные зубы вызывают нарушение развития зубочелюстного аппарата. У 85% пациентов гипердонтия приводит к появлению стойких деформаций, в 15% случаев патология становится причиной возникновения воспалительных процессов пародонта. Чаще сверхкомплектные зубы локализуются между верхними резцами и клыками, реже – во фронтальном участке альвеолярного отростка нижней челюсти, крайне редко – в боковых отделах. В 20% случаев сверхкомплектные зубы выявляют вне зубного ряда, а у 18% пациентов наблюдается их ретенция. Как правило, обнаруживают один сверхкомплектный зуб. Аномалии, сопровождающиеся появлением двух и более дополнительных зачатков, диагностируют редко.

Причины и классификация сверхкомплектных зубов

Этиология гипердонтии не до конца изучена. Существует теория, сторонники которой считают сверхкомплектные зубы атавизмом – появлением органа, исчезнувшего в ходе эволюционного развития. Частую локализацию дополнительных зачатков в передних отделах ученые связывают с наличием у предков человека шести резцов. Но объяснить, почему в редких случаях обнаруживают сверхкомплектные премоляры и моляры, эта теория не может. Некоторые стоматологи предполагают, что сверхкомплектные зубы появляются в результате расщепления зачатка или же вследствие повышенной митотической активности зубной пластинки. Также существует мнение, что гипердонтия является генетически детерминированным заболеванием с аутосомно-доминантным или аутосомно-рецессивным типом наследования. Нарушение структуры генов, отвечающих за закладку и дифференциацию тканей, приводит к появлению дополнительных зачатков.

В стоматологии различают четыре типа слияния комплектных зубов со сверхкомплектными:

1. Напластование. При этом варианте эмаль дополнительных зубов нарастает на поверхность комплектных в виде бугорков.

2. Слияние коронок. Наблюдается полное сращение коронковых частей сверхкомплектных и комплектных зубов без слияния корней.

3. Слияние корней. На рентгенограмме выявляют сращение корней дополнительных и комплектных зубов без слияния их коронок.

4. Полное слияние. Сращение коронок и корней наблюдается на всем протяжении.

Симптомы сверхкомплектных зубов

Сверхкомплектные зубы, как правило, имеют неправильную долотообразную, коническую или шишковидную форму. Размеры их коронок и корней уменьшены. Крайне редко встречаются сверхкомплектные зубы, абсолютно не отличающиеся от комплектных. Гипердонтия приводит к возникновению диастемы, оральных или щечных наклонов, тортоаномалии, ретенции постоянных зубов. При залегании зачатков сверхкомплектных зубов между резцами коронки и корни последних отклоняются от центральной продольной оси. При медиальном смещении корней и латеральном наклоне коронок возникает промежуток между резцами – диастема. При латеральном смещении корней наблюдается нарушение развития и прорезывания боковых резцов, клыков.

Если сверхкомплектные зубы находятся перед резцами, последние прорезываются в небном направлении. И наоборот, залегание зачатков дополнительных зубов за зачатками комплектных приводит к вестибулярному смещению резцов. Если сверхкомплектный зуб блокирует прорезывание комплектного, отмечается ретенция. После окончания развития корневой системы постоянный зуб теряет тенденцию к прорезыванию. Вследствие давления сверхкомплектного зуба на корни комплектного может возникнуть раннее закрытие апикального отверстия последнего, что приводит к снижению высоты и искривлению корней. В результате гипердонтии наблюдается несоответствие размеров челюстей, которое в дальнейшем становится причиной развития патологий прикуса.

Диагностика сверхкомплектных зубов

Диагностика гипердонтии включает анализ данных клинического осмотра и результатов рентгенографии. У пациентов со сверхкомплектными зубами врач-стоматолог может выявить диастему, щечное или оральное отклонение резцов, их ретенцию или тортоаномалию, патологии прикуса по причине несоответствия размеров челюстей. При низком залегании сверхкомплектного зуба в ходе физикального осмотра диагностируют утолщение альвеолярного отростка. Рентгенологическим методом определяют точную топографию и количество сверхкомплектных зубов, их расположение относительно зачатков комплектных, степень развития корней, состояние тканей пародонта.

С помощью прицельной рентгенограммы изучают участок альвеолярного отростка протяженностью 2-3 зуба в дистальном отделе и 4 во фронтальном. Ортопантомография дает обзорную информацию о состоянии зубов верхней и нижней челюсти одновременно. Наиболее точное трехмерное изображение взаиморасположения коронковых и корневых систем комплектных и сверхкомплектных зубов удается получить при проведении компьютерной томографии. Дифференцируют сверхкомплектные зубы с аномалиями формы и положения комплектных зубов, а также с доброкачественными новообразованиями челюстей. Пациента обследуют ортодонт, хирург-стоматолог.

Лечение сверхкомплектных зубов

В превалирующем большинстве случаев при выявлении гипердонтии во временном, сменном или в постоянном прикусе практически все прорезавшиеся и ретинированные сверхкомплектные зубы удаляют. Если зачаток дополнительного зуба находится глубоко, для снижения вероятности повреждения корней комплектного зуба придерживаются выжидательной тактики. Это значит, что сверхкомплектный зуб удаляют только тогда, когда он опустится ближе к вершине гребня альвеолярного отростка. Если тенденции к прорезыванию глубоко залегающих сверхкомплектных зубов не наблюдается, чтобы добиться малотравматичного удаления, ортодонтическим путем воздействуют на зубы, находящиеся по обе стороны от дополнительного. В результате выравнивается ось сверхкомплектного зуба, что стимулирует его прорезывание и облегчает дальнейшее удаление.

При вестибулярном отклонении верхних резцов и наличии достаточного места в зубном ряду удаление зачатков сверхкомплектных зубов может нормализировать состояние зубочелюстного аппарата без применения дополнительного ортодонтического лечения. При дефиците места показано расширение зубного ряда. В случае обратного резцового перекрытия и небного положения резцов используют аппараты для разобщения прикуса. Если гипердонтия привела к развитию тортоаномалии, наряду с удалением сверхкомплектного зуба хирургическим путем проводят исправление положения повернутого вокруг своей оси комплектного зуба с последующей фиксацией его в зубном ряду шиной или капой. Если сверхкомплектный зуб вызвал ретенцию постоянного зуба, после его удаления комплектный зуб с несформированными корнями способен прорезаться самостоятельно. Если этого не наблюдается, производят обнажение коронки ретинированного зуба и устанавливают его в зубном ряду с помощью ортодонтической аппаратуры.

Не подлежат удалению сверхкомплектные зубы при наличии рудиментарных боковых резцов, в случае выявления первичной или вторичной адентии, так как при проведении протезирования дополнительные зубы могут быть использованы для замещения дефектов зубных рядов. При мезиальной окклюзии сверхкомплектные зубы, находящиеся во фронтальном участке верхней челюсти, также не удаляют, поскольку с их помощью удается расширить верхнюю дугу и нивелировать патологию прикуса по сагиттали. Раннее обнаружение и удаление сверхкомплектных зубов приводит к активизации процессов саморегуляции, в результате чего соотношение зубных рядов нормализуется. Позднее диагностирование патологии может стать причиной стойкой деформации зубочелюстного аппарата. В этом случае наряду с удалением сверхкомплектных зубов показано ортодонтическое лечение.

Почему у детей отсутствуют зубы или появляются лишние, что делать в этих случаях?

Природа совершенна, и продумала даже мелочи. Каждому человеку дано 2 комплекта зубов: 20 молочных и 28-32 постоянных. Как шутят стоматологи, существует и третий комплект, но за него нужно заплатить. У некоторых детей количество зубов и в постоянном, и молочном прикусе отличается от среднестатистического количества, и тогда говорят о появлении сверхкомплектных зубов — или же первичной адентии. По каким причинам могут появляться лишние зубы — или отсутствовать положенные?

Причины сверхкомплектных зубов у детей – молочных и постоянных

Зубы, дублирующие друг друга, в стоматологии называют сверхкомплектными. Причем лишними могут быть, как молочные, так и постоянные.

Но если обратиться к статистическим данным, то чаще это именно постоянные зубы.
Также данные показывают, что из всего числа аномалий отдельных зубов, на долю сверхкомплектных приходится около 3-5% случаев.

Чаще «лишними» оказываются резцы и клыки. Реже в число «лишних» входят зубы жевательной группы постоянного прикуса – премоляры.

Причины появления сверхкомплектных зубов пока изучаются; существуют лишь теории и научные исследования, но делать конкретные заявления пока рано.

К слову, зубы мудрости – атавизм, и их появление совершенно необязательно. Отсутствие или появление зубов мудрости считается вариантом нормы.

Изучая феномен появления сверхкомплектных зубов, врачи отметили, что они могут быть полноценными: иметь коронку, корень, правильное анатомическое строение. Или же это могут быть зубоподобные образования с отсутствием зон роста, корней, с неправильной коронкой — и даже аномалиями развития. Сверхкомплектные зубы могут буквально срастаться с зубами основного комплекта.

При этом они могут иметь особенности:

  1. Неполноценные – выглядят, как нарост.
  2. Полноценные: зуб имеет свою пульповую камеру, зоны роста, отмечается участок, который позже станет корнем зуба.

Расположение сверхкомплектных зубов может быть разнообразным, но чаще они оказываются дистопированными, то есть прорезываются вне зубного ряда, провоцируя развитие патологий прикуса – челюсти неправильно смыкаются, что влияет на работу всех органов и систем, а также внешний вид малыша.

Существует немало задокументированных клинических случаев появления сверхкомплектных зубов, причем они все необычны:

  • Например, у молодого человека из Саудовской Аравии сверхкомлектный зуб прорезался в полости носа. Придя на прием к ЛОР-у, пациент жаловался на упорные кровотечения, заложенность носа и нарушение дыхания. Только после тщательного эндоскопического исследования врачи смогли найти причину таких неприятных симптомов.
  • У мальчика из Индии стоматологи-хирурги удалили более 200 зубоподобных образований, которые не только имели разные размеры, но и стадии развития. Диагностирование столь огромного числа сверхкомплектных зубов произошло случайным образом. К слову, именно в Индии отмечается наибольшее число столь необычных клинических случаев – несколькими годами позднее, у подростка 15 лет было удалено чуть больше 100 зубоподобных образований.

Тактика в отношении «лишних» зубов у детей – что делать и надо ли их удалять?

Тактика лечения в отношении сверхкомплектных зубов практически всегда едина и радикальна – это удаление. Но перед ним следует длительный этап исследований маленького пациента. Причем в этом исследовании могут принимать участие сразу несколько врачей стоматологической направленности.

Главный метод исследования – рентгенография, КТ, которые позволяют изучать лишний зуб/лишние зубы.

Главными критериями оценки будут:

  1. Коронказуба: ее форма, степень развития, отдельно стоящая или спаянная с другим зачатком зуба.
  2. Корень. Напомним: молочные и постоянные зубы прорезываются в полости рта без корней, но на снимках можно заметить зону роста, что указывает на то, что зуб сможет стать полноценным и в полной мере выполнять все свои функции. На нём стоматолог может понять, какой зуб является комплектным, а какой лишним.
  3. Степень развития сверхкомплектного зуба.
  4. Правильность положения зачатка в челюсти.
Читать еще:  Поставили пломбу а зуб болит при надавливании

Иногда «лишние» зубы полноценны, и полностью выполняют предназначенные функции. Зуб может быть ретенированным — то есть, выходить за пределы зубного ряда, что в последующем может стать причиной других изменений челюстно-лицевой области. Таким детям природа подарила 2-3 шанса сохранить один или несколько зубов.

После оценки состояния зуба и анализа данных исследований, тактика лечения и необходимый объем хирургического вмешательства определяется индивидуально. Доктора решают, какой именно зуб подлежит удалению. Обычно это – неполноценный, или занимающий неправильное положение, который, в прогнозируемом будущем, может спровоцировать нежелательные последствия.

Для решения судьбы сверхкомплектных зубов необходимо длительное и тщательное обследование ребенка: рентгенография (прицельный снимок), ортопантомомграмма (панорамный снимок – для оценки состояния зачатков и их соотношения), стоматологические тесты, консультации нескольких врачей стоматологической специальности.

Родители должны понимать, что детям со сверхкомплектными зубами необходимо пристальное внимание со стороны стоматологов. Таких малышей ставят на диспансерный учет и проводят ряд профилактических процедур, направленных на профилактику патологий прикуса и других стоматологических заболеваний.

У ребенка первичная адентия – отсутствие одного, нескольких или всех зубов

Кроме сверхкомплектных зубов у детей может регистрироваться и их недостаток. В стоматологии такое состояние называется первичной адентией. Родители могут ждать прорезывания зубика сколько угодно, но этого не происходит.

Если говорить о такой картине в постоянном прикусе, то молочный зуб может остаться на своем месте — и даже не шататься.

Существует принципиальная разница между отсутствием зачатка зуба/зубов — и их отсутствием в полости рта. Иногда бывает, что существующий зуб по каким-либо причинам прорезаться не может.

Чаще всего, причиной нарушения прорезывания зубов является их неправильное расположение в толще челюсти; также, если зачаток является ретинированным, он имеет повреждения и является неполноценным.

Ретинированные зубы можно простимулировать к прорезыванию. Стоматологические манипуляции позволяют помочь зубу занять правильное положение, с последующим прорезыванием зубов.

Еще одной причиной отсутствия одного из зубов будет повреждение зачатка зуба.

Причин может быть несколько:

  1. Осложнения кариеса – периодонтит, когда в процесс воспаления вовлекается зачаток.
  2. Повреждение зачатка в ходе эндодонтического лечения.

В сменном прикусе осложнения кариеса в виде пульпитов и периодонтитов крайне опасны, и становятся причиной многочисленных осложнений, так как осложнения кариеса являются источником инфекции для организма малыша.

Иногда отсутствие зачатков постоянных зубов носит врожденный характер, в таком случае отсутствует сразу группа зубов. Данные показывают, что чаще это премоляры.

Если говорить о причинах такого явления, их много.

Но для формирования такой особенности необходимо их сочетание:

  1. Наследственная предрасположенность.
  2. Патологии беременности и осложнения, когда на процесс формирования и дифференцировки зачатков зубов действует какой-либо негативный фактор. Напомним: закладка молочных зубов происходит на 5-7 неделе беременности, постоянных – во втором триместре беременности.
  3. Недостаток витамина D при беременности у матери. В ходе научных исследований было доказано, что дефицит этого витамина негативно отражается на состоянии зачатков зубов у плода и их последующем развитии.
  4. Порокии аномалии развития челюстно-лицевой области. Например, врожденная расщелина губы и неба.

За последние несколько десятков лет увеличилось число случаев появления сверхкомплектных зубов, или же отсутствия зубов основного комплекта – причем, как в молочном, так и постоянном прикусе.

Несмотря на накопленные знания, ученые пока не могут сказать точно, по какой причине это происходит, пока существуют лишь теории.

В любом случае, независимо от причины, современные возможности медицины — и стоматологии в частности — позволяют решить любые задачи и восстановить нормальную работу всей челюстно-лицевой области.

Загрузка.

Особенности удаления сверхкомплектных, ретинированных и дистопированных зубов у детей в условиях амбулаторного хирургического приема

Т. В. Закиров
к. м. н., ассистент кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии УГМА

Ретенция зуба — довольно распространенная патология, для которой характерно отсутствие прорезывания зубов при наличии их зачатков в кости челюсти. Ретинированный зуб, соответственно, — это непрорезавшийся зуб, зачаток которого находится в челюстной кости. Он может быть либо вовсе не виден во рту, либо едва заметен сквозь ткани десны [1]. При дистопии зуб прорезывается в полости рта, но занимает аномальное положение.

Операция удаления сверхкомплектных, ретинированных и дистопированных зубов является одной из самых распространенных манипуляций на детском хирургическом приеме. Этому способствует большая распространенность данной патологии. Вместе с тем травматичность подобных вмешательств, особенности детской психологии, низкая распространенность в нашей стране методов седации с сохраненным сознанием, а также недостаток опыта у врачей часто становятся причиной отказа хирургов от выполнения таких операций в условиях амбулаторного приема. При этом необоснованно расширяются показания к проведению их под общим обезболиванием в стационаре.

Цель статьи: выделить основные особенности проведения оперативных вмешательств по удалению сверхкомплектных, ретинированных и дистопированных зубов в условиях детского амбулаторного хирургического приема.

Среди основных принципов подготовки и проведения таких операций можно выделить следующие.

Диагностика аномального положения зубов основывается на клинических и рентгенологических данных

К клиническим признакам ретенции относится задержка прорезывания постоянного зуба или персистенция молочного зуба, а также пальпаторно и визуально определяемая небная или вестибулярная припухлость в области залегания ретинированных зубов.

Окончательный ответ при подозрении на ретенцию могут дать рентгенологические методы исследования [4]. Это, прежде всего, прицельные снимки. Одиночный снимок может дать врачу двухмерное представление о зубе. Врач может оценить положение зуба в вертикальной плоскости и в мезиодистальном направлении.

Более информативно изучение ортопантомограммы. Данный вид исследования дает информацию о положении ретинированного зуба в мезиодистальном направлении, однако не всегда можно точно выявить сложную анатомию его взаиморасположения с соседними зубами. Современный метод трехмерной дентальной компьютерной томографии позволяет точно определить расположение ретинированного зуба в трех взаимно перпендикулярных плоскостях и его соотношение с соседними анатомическими структурами, что помогает в планировании операции.

Хирургическое вмешательство лучше проводить утром, пока ребенок не устал.

Сотрудничество с родителями

Подросток старше 15 лет сам может подписать информированное согласие на операцию (до 15 лет — подписывают родители).

Родителям необходимо подробно и вместе с тем избегая устрашающих медицинских терминов, объяснить ход операции, рассказать о течении послеоперационного периода, негативных сторонах вмешательства (отек, боль) и возможных осложнениях, ответить на вопросы. При описании этих аспектов врач должен делать акцент на временном характере возникающих негативных явлений, низкой вероятности возникновения осложнений и наличии целого спектра возможностей по их преодолению.

Позитивный настрой и уверенность врача помогают преодолеть закономерные опасения родителей при планировании вмешательства. Родители должны знать, что наличие современных анальгетиков, физиотерапевтических методов лечения значительно уменьшает выраженность побочных явлений операции, а постоянный врачебный контроль дает возможность пережить их с минимальными неудобствами. По возможности проводить такую беседу необходимо в отсутствие ребенка.

При осмотре ребенка необходимо оценить психологические особенности личности

Врачу нужно помнить, что для детей могут быть характерны повышенная тревожность и лабильность вегетативной системы. В подростковом периоде особую важность приобретает внешний вид, мнение товарищей в группе.

В оценке психологического статуса также поможет разговор с родителями, в ходе которого необходимо оценить уровень реактивной тревожности, выяснить, насколько успешно ребенок справляется с психотравмирующими ситуациями и что может помочь перенести оперативное вмешательство максимально легко. Это могут быть подарки, сопровождение родственника или, наоборот, самостоятельное нахождение маленького пациента в кабинете, модификации поведения врача и т. д. Универсального рецепта здесь не существует, тактика врача должна быть максимально индивидуализирована с помощью родителей.

Иногда требуется психотерапевтическая или медикаментозная подготовка, премедикация

Можно назначить прием в течение недели до вмешательства таких современных препаратов, как селективные анксиолитики (афобазол, адаптол, детский тенотен, ноопепт). Эти препараты устраняют у ребенка чувство страха, повышенную тревожность, плаксивость, панические атаки. Они не вызывают привыкания, не имеют синдрома отмены, не влияют на моторные реакции и продаются без рецепта. Лучше, если эти, а также более серьезные препараты, например дневные транквилизаторы, назначит невролог.

Важно установить контакт с ребенком

Многие дети боятся незнакомых людей, помещений и ситуаций. Проведение каких-либо менее травматичных вмешательств, например удаление молочных зубов по поводу периодонтита или физиологической резорбции корней, поможет ребенку привыкнуть к врачу и легче перенести предстоящую операцию.

Особые требования предъявляются к скорости оперативного вмешательства

Понятно, что вне зависимости от поведения ребенка оно должно быть кратковременным.

Обычно детям требуется меньшее количество анестетика для достижения адекватного обезболивания, возможны некоторые особенности проведения анестезии (обязательная аппликация обезболивающих гелей, проведение мандибулярной анестезии вместо торусальной и др.) с учетом анатомо-физиологических особенностей челюстно-лицевой области и детского организма в целом. Безболезненность вмешательства — один из решающих факторов, обеспечивающих успех мероприятия в целом.

Корни постоянных зубов находятся в стадии формирования, а зачатки могут располагаться в глубине челюстной кости

Поэтому важно правильно определить время операции, когда корень уже достаточно сформирован, однако возможность достижения оптимального результата ортодонтического лечения с минимальными затратами еще сохраняется.

Тесное расположение ретинированных и сверхкомплектных зубов и корней соседних зубов может привести к их повреждению во время операции. Следствием этого может быть нарушение формирования корня, гибель ростковой зоны, некроз пульпы и развитие необратимых деформаций альвеолярного отростка с выраженным эстетическим недостатком (рис. 1, 2) .

Рис. 1. Последствия травмы корня зуба 1.1 при удалении сверхкомплектного зуба в возрасте 8 лет

Рис. 2. Деформация и патологическая резорбция корня зуба 1.1 на рентгенограмме

У детей лучше, чем у взрослых, выражены процессы регенерации

У них меньше вероятность развития осложнений, связанных с заживлением раны. Поэтому в большинстве случаев можно отказаться от назначения антибиотиков с профилактической целью в послеоперационном периоде. Также реже возникает необходимость в использовании остеопластических материалов, которые могут повлиять на рост альвеолярного отростка, привести к развитию анкилоза, затруднить перемещение зубов при последующем ортодонтическом лечении.

Читать еще:  Ретейнеры для зубов после брекетов

Одной из наиболее распространенных и вместе с тем травматичных операций на амбулаторном хирургическом приеме является удаление нижних зубов мудрости при их затрудненном прорезывании и недостатке места в зубном ряду. Удаление зачатков третьих моляров оптимально проводить в возрасте 15—16 лет, когда корень еще не сформирован, но подростку уже легче перенести эту манипуляцию в амбулаторных условиях.

Удаление зачатков третьих моляров оптимально проводить в возрасте 15—16 лет, когда корень еще не сформирован, но подростку уже легче перенести эту манипуляцию в амбулаторных условиях

Своевременно проведенное вмешательство позволяет избежать дальнейших проблем, предупреждает развитие воспалительных осложнений, помогает достичь оптимального и, самое главное, стабильного результата ортодонтического лечения при значительном дефиците места в зубном ряду. При планировании данной операции необходимо учитывать такие факторы, как глубина залегания зачатков, положение по оси (наклоны), отношение к соседнему зубу и нижнечелюстному каналу, количество и форма корней, стадия формирования корня, количество костной ткани, окружающей зуб, а также общее состояние здоровья [2, 3].

Операцию начинают с проводниковой анестезии. Для доступа к зоне вмешательства проводят универсальный разрез, проходящий по гребню альвеолярного отростка дистальнее второго моляра с последующим окаймлением его коронки внутрибороздковым путем и продолжающийся вниз под углом по наружной поверхности альвеолярного отростка до переходной складки. Затем отслаивают слизисто-надкостничный лоскут и обнажают альвеолярную кость в зоне вмешательства.

Манипуляции с язычной стороны должны быть минимальными и предельно деликатными. Не рекомендуется проводить отслаивание надкостницы в этой области для предупреждения развития осложнений в виде гематом и флегмон крыловидно-нижнечелюстного пространства. Острым бором (фрезой) с адекватным водяным охлаждением проводится удаление кортикальной кости. Оно должно быть минимальным для уменьшения травматичности вмешательства, но достаточным для извлечения зуба.

Облегчить вывихивание зачатка помогает его распиливание. Чаще всего отпиливанию подлежит медиальная часть коронки третьего моляра, находящаяся в поднутрении у шейки второго моляра, однако при другом наклоне зачатка схема распила может быть изменена. После осторожного и ненасильственного вывихивания зачатка зуба сглаживаются острые края кости, костный дефект промывают физиологическим раствором, лоскут мобилизуют и ушивают с оставлением резинового дренажа на сутки (рис. 3—14) .

Рис. 3. Недостаток места в зубном ряду, тесное положение зубов у пациентки 15 лет

Рис. 4. Вид ретромолярной области до операции

Почему у детей отсутствуют зубы или появляются лишние, что делать в этих случаях?

Природа совершенна, и продумала даже мелочи. Каждому человеку дано 2 комплекта зубов: 20 молочных и 28-32 постоянных. Как шутят стоматологи, существует и третий комплект, но за него нужно заплатить. У некоторых детей количество зубов и в постоянном, и молочном прикусе отличается от среднестатистического количества, и тогда говорят о появлении сверхкомплектных зубов — или же первичной адентии. По каким причинам могут появляться лишние зубы — или отсутствовать положенные?

Причины сверхкомплектных зубов у детей – молочных и постоянных

Зубы, дублирующие друг друга, в стоматологии называют сверхкомплектными. Причем лишними могут быть, как молочные, так и постоянные.

Но если обратиться к статистическим данным, то чаще это именно постоянные зубы.
Также данные показывают, что из всего числа аномалий отдельных зубов, на долю сверхкомплектных приходится около 3-5% случаев.

Чаще «лишними» оказываются резцы и клыки. Реже в число «лишних» входят зубы жевательной группы постоянного прикуса – премоляры.

Причины появления сверхкомплектных зубов пока изучаются; существуют лишь теории и научные исследования, но делать конкретные заявления пока рано.

К слову, зубы мудрости – атавизм, и их появление совершенно необязательно. Отсутствие или появление зубов мудрости считается вариантом нормы.

Изучая феномен появления сверхкомплектных зубов, врачи отметили, что они могут быть полноценными: иметь коронку, корень, правильное анатомическое строение. Или же это могут быть зубоподобные образования с отсутствием зон роста, корней, с неправильной коронкой — и даже аномалиями развития. Сверхкомплектные зубы могут буквально срастаться с зубами основного комплекта.

При этом они могут иметь особенности:

  1. Неполноценные – выглядят, как нарост.
  2. Полноценные: зуб имеет свою пульповую камеру, зоны роста, отмечается участок, который позже станет корнем зуба.

Расположение сверхкомплектных зубов может быть разнообразным, но чаще они оказываются дистопированными, то есть прорезываются вне зубного ряда, провоцируя развитие патологий прикуса – челюсти неправильно смыкаются, что влияет на работу всех органов и систем, а также внешний вид малыша.

Существует немало задокументированных клинических случаев появления сверхкомплектных зубов, причем они все необычны:

  • Например, у молодого человека из Саудовской Аравии сверхкомлектный зуб прорезался в полости носа. Придя на прием к ЛОР-у, пациент жаловался на упорные кровотечения, заложенность носа и нарушение дыхания. Только после тщательного эндоскопического исследования врачи смогли найти причину таких неприятных симптомов.
  • У мальчика из Индии стоматологи-хирурги удалили более 200 зубоподобных образований, которые не только имели разные размеры, но и стадии развития. Диагностирование столь огромного числа сверхкомплектных зубов произошло случайным образом. К слову, именно в Индии отмечается наибольшее число столь необычных клинических случаев – несколькими годами позднее, у подростка 15 лет было удалено чуть больше 100 зубоподобных образований.

Тактика в отношении «лишних» зубов у детей – что делать и надо ли их удалять?

Тактика лечения в отношении сверхкомплектных зубов практически всегда едина и радикальна – это удаление. Но перед ним следует длительный этап исследований маленького пациента. Причем в этом исследовании могут принимать участие сразу несколько врачей стоматологической направленности.

Главный метод исследования – рентгенография, КТ, которые позволяют изучать лишний зуб/лишние зубы.

Главными критериями оценки будут:

  1. Коронказуба: ее форма, степень развития, отдельно стоящая или спаянная с другим зачатком зуба.
  2. Корень. Напомним: молочные и постоянные зубы прорезываются в полости рта без корней, но на снимках можно заметить зону роста, что указывает на то, что зуб сможет стать полноценным и в полной мере выполнять все свои функции. На нём стоматолог может понять, какой зуб является комплектным, а какой лишним.
  3. Степень развития сверхкомплектного зуба.
  4. Правильность положения зачатка в челюсти.

Иногда «лишние» зубы полноценны, и полностью выполняют предназначенные функции. Зуб может быть ретенированным — то есть, выходить за пределы зубного ряда, что в последующем может стать причиной других изменений челюстно-лицевой области. Таким детям природа подарила 2-3 шанса сохранить один или несколько зубов.

После оценки состояния зуба и анализа данных исследований, тактика лечения и необходимый объем хирургического вмешательства определяется индивидуально. Доктора решают, какой именно зуб подлежит удалению. Обычно это – неполноценный, или занимающий неправильное положение, который, в прогнозируемом будущем, может спровоцировать нежелательные последствия.

Для решения судьбы сверхкомплектных зубов необходимо длительное и тщательное обследование ребенка: рентгенография (прицельный снимок), ортопантомомграмма (панорамный снимок – для оценки состояния зачатков и их соотношения), стоматологические тесты, консультации нескольких врачей стоматологической специальности.

Родители должны понимать, что детям со сверхкомплектными зубами необходимо пристальное внимание со стороны стоматологов. Таких малышей ставят на диспансерный учет и проводят ряд профилактических процедур, направленных на профилактику патологий прикуса и других стоматологических заболеваний.

У ребенка первичная адентия – отсутствие одного, нескольких или всех зубов

Кроме сверхкомплектных зубов у детей может регистрироваться и их недостаток. В стоматологии такое состояние называется первичной адентией. Родители могут ждать прорезывания зубика сколько угодно, но этого не происходит.

Если говорить о такой картине в постоянном прикусе, то молочный зуб может остаться на своем месте — и даже не шататься.

Существует принципиальная разница между отсутствием зачатка зуба/зубов — и их отсутствием в полости рта. Иногда бывает, что существующий зуб по каким-либо причинам прорезаться не может.

Чаще всего, причиной нарушения прорезывания зубов является их неправильное расположение в толще челюсти; также, если зачаток является ретинированным, он имеет повреждения и является неполноценным.

Ретинированные зубы можно простимулировать к прорезыванию. Стоматологические манипуляции позволяют помочь зубу занять правильное положение, с последующим прорезыванием зубов.

Еще одной причиной отсутствия одного из зубов будет повреждение зачатка зуба.

Причин может быть несколько:

  1. Осложнения кариеса – периодонтит, когда в процесс воспаления вовлекается зачаток.
  2. Повреждение зачатка в ходе эндодонтического лечения.

В сменном прикусе осложнения кариеса в виде пульпитов и периодонтитов крайне опасны, и становятся причиной многочисленных осложнений, так как осложнения кариеса являются источником инфекции для организма малыша.

Иногда отсутствие зачатков постоянных зубов носит врожденный характер, в таком случае отсутствует сразу группа зубов. Данные показывают, что чаще это премоляры.

Если говорить о причинах такого явления, их много.

Но для формирования такой особенности необходимо их сочетание:

  1. Наследственная предрасположенность.
  2. Патологии беременности и осложнения, когда на процесс формирования и дифференцировки зачатков зубов действует какой-либо негативный фактор. Напомним: закладка молочных зубов происходит на 5-7 неделе беременности, постоянных – во втором триместре беременности.
  3. Недостаток витамина D при беременности у матери. В ходе научных исследований было доказано, что дефицит этого витамина негативно отражается на состоянии зачатков зубов у плода и их последующем развитии.
  4. Порокии аномалии развития челюстно-лицевой области. Например, врожденная расщелина губы и неба.

За последние несколько десятков лет увеличилось число случаев появления сверхкомплектных зубов, или же отсутствия зубов основного комплекта – причем, как в молочном, так и постоянном прикусе.

Несмотря на накопленные знания, ученые пока не могут сказать точно, по какой причине это происходит, пока существуют лишь теории.

В любом случае, независимо от причины, современные возможности медицины — и стоматологии в частности — позволяют решить любые задачи и восстановить нормальную работу всей челюстно-лицевой области.

Загрузка.

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]